РЕБЕНОК НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ. МЫСЛИ И НАБЛЮДЕНИЯ

Как каждая нормальная мама, я немного волновалась, когда же заговорят мои дети. И ждала этого чуда. Ведь это же так интересно – слушать и слышать, что говорит любимый ребенок, и о чем он думает. Словом, очень любопытно, что же происходит в его голове!walk

Наблюдая за другими детками, я заметила, что детки в возрасте от полутора до двух – двух с половиной — трех лет как-то разделились в отношении своих речевых достижений. Одни детки делали заметные успехи, то есть разговаривали для своего возраста слишком хорошо, а другие – в том же возрасте – очень плохо или совсем никак. Гуляя со своими детьми, я имела возможность разговаривать со многими мамами и папами других детей. И вот какой анализ для себя лично я сделала.

Подавляющее большинство детей, которые рано начинали произносить слова различной сложности и правильно строить из них связные предложения, а впоследствии могли пересказывать какие-то события, рассказы, сказки, своими родителями были лишены воздействия телевизора или планшета. Максимум «общения» с телевизором, компьютером или планшетом – это были мультфильмы от нескольких минут до получаса в день.boy

Я разговаривала с родителями детей, у которых речь была гораздо лучше развита, чем у других детей, и все, как один говорили, что они не включают телевизор в течение дня или телевизора вообще нет… И компьютер или планшет служит тоже для просмотра мультиков на короткое время.remote-control

И в то же самое время, если я видела, что ребенок сложно «справляется со словами» или неговорящий, я спрашивала у родителей, и каждый раз убеждалась в верности своих догадок. Телевизор, как фон, дома всегда работал, и планшет был в свободном доступе.

Еще одну параллель я провела с развитием речи. Детям говорящим читают книжки. То есть у них есть не только рассказчик, но и собеседник. Есть обратная связь. Есть тот, кто с ними ведет обсуждение, отвечает на вопросы, разъясняет, повторяет, описывает картинки, ждет реакцию ребенка. Телевизор или компьютер не ждет обратную связь и не строит диалог, не спрашивает и не реагирует на ответ. В телевизоре функции слушателя и собеседника нет. Нет, соответственно, необходимости в тренировке отдела мозга, отвечающего за речь.book

Когда телевизионные передачи идут сплошным потоком – фоном, ребенок не может отсеять, отфильтровать лишнюю информацию, а впоследствии ее обработать и усвоить. Нервная система и психика перегружается за ненадобностью. И многие гиперактивные дети – «почему-то» перестают быть гиперактивными, как только изменяется среда проживания, например, уезжают в деревню к бабушке…pencils

Ну и, конечно не могу не поделиться еще одним своим наблюдением по поводу рано и хорошо говорящих деток. На моих детей, в частности, оказали толчок в речевом развитии занятия красками и пластилином. Поделки из цветной бумаги. Вырезание ножницами. Клеение. Особенно повлияли краски… Рисование без каких-либо границ и обучения. Полная свобода за столом с красками и листом бумаги, каждый раз по запросу. Неделя рисования красками дала резкий скачок. И это не только с моими детьми. Думаю, творчество, раздвигает границы возможного!watercolors

И еще, из своих наблюдений. Есть мамы или бабушки, которые всегда готовы ответить за своего малыша, потому что они лучше знают, потому что так быстрее, потому что терпения не хватает. Даже когда кто-то что-то спрашивает у него самого. Так вот. Надо запастись терпением и помолчать, пришло время вашему ребенку разговаривать самому. Иначе не будет ему необходимости научиться говорить, ведь за него все скажут старшие.

Интересных вам разговоров с вашим ребенком!

 

РЕБЕНОК НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ. МЫСЛИ И НАБЛЮДЕНИЯ: 1 комментарий

  1. Сочиняя сюжеты сценок для «проблемных» детей, мы часто переносим их в сказку. И в известную (например, про Буратино), и в такую, которую ребенок будет сочинять сам вместе с родными. Поскольку обстоятельства и антураж этих театральных этюдов сказочный, а среди персонажей есть и вполне реальные (прежде всего, сам ребенок, его родители, братья и сестры, друзья), то мы между собой называем это «фантастической реальностью». По нашим наблюдениям, данный прием дает быстрый и стойкий психокоррекционный эффект. Дети обожают такие сценки, ведь попасть в сказку — заветная мечта каждого ребенка. А тут она, можно сказать, почти воплощается в жизнь, поскольку ребенок не просто грезит об этом втихомолку, а рассказывает, КАК ОНО ВСЕ БЫЛО. А зрители смотрят и не обсуждают, было это наяву или во сне. «Фантастическая реальность» дает ребенку уникальную возможность поверить в собственные силы и почувствовать признание окружающих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *