Ваш ребенок ленится? Поздравляю! Он протестует! Ему не интересны навязанные шаблоны. Он не хочет делать то, что предлагается. Нет мотивации. Или нет сил. А, может, нет ни сил, ни мотивации. В любом случае стоит выяснить ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ.
С самого раннего детства я знала от родителей, что лень – это плохо. Это знание настолько прочно впечаталось в мой мозг, что даже во время отдыха, я не могла расслабиться, и мне казалось, что я должна куда-то бежать, что-то делать… А еще казалось, что, отдыхая, я бесцельно трачу время, и это обычная лень, с которой нужно бороться. Конечно, о том, что НАДО себя восстанавливать время от времени, занимаясь любимым делом или выделяя себе время для сна, я поняла лишь спустя долгие годы.
Лень, по мнению большинства людей, даже в настоящее время имеет нарицательный характер. Многие скажут, что лениться — это плохо. Лентяев в обществе никто не любит.
Но давайте задумаемся. Разве мы ленимся заниматься тем, что нам действительно нравится и тем, что по душе?
А теперь предлагаю заглянуть в прошлое. Вся наша советская система воспитания была построена на устранении проблем поведения, а не на изучении причин поведения человека, его индивидуальности. Четкие нормы и отклонения от нормы прописаны во всех сферах жизни. И сейчас они тоже существуют. Только при условии выполнения определенных требований со стороны общества (хорошее предсказуемое поведение, хорошая учеба, образование, заслуги на работе) у человека есть шанс на спокойную личную жизнь, правда… почти всегда несчастливую. Потому что человек в процессе построения «благополучной жизни» обычно забывает, чего же хочет он сам. Но природу, к счастью, не обманешь. И вот тут-то «сладкое» слово лень просыпается. Потому что человек – это не машина, и его не запрограммировать на все 100%.
Выражения: «не выделяйся», «не будь выскочкой», «инициатива наказуема», «белая ворона» знакомы нам с детства. Индивидуальность не прибавляла баллов в социуме, скорее, наоборот. Если ты не такой, как все, то ответственность за свою безопасность бери на себя сам. Общество за «таких» не отвечает. Будь как все, и тогда ты больше защищен, потому что незаметен.
«Не можешь – научим, не хочешь – заставим!» — вот еще один лозунг советской эпохи. Он и сейчас имеет место в образовательном процессе.
Обучение детей происходит часто в форме навязывания информации, без учета индивидуальных особенностей, потребностей, способностей и желаний ребенка. Допускаю, что иногда тому, кто занимается обучением, интересно обучать. Допускаю, что обучаемому тоже иногда интересно обучение. Но словом «ИНОГДА» все и ограничивается. Не учитываются индивидуальные возможности ребенка, его желания. А это ведет к тому, что став взрослым, он может так никогда себя и не реализовать по призванию.
Так может, лень приходит к вашему ребенку не просто так? Задумайтесь, а может, это сигнал тревоги, что ребенок идет не своей дорогой? А заблудившись, не придется ли ему во взрослом возрасте возвращаться назад, на «перекресток двадцатилетней давности», чтобы все же найти свое призвание, свою дорогу? Но тогда уже будут потеряны годы, в течение которых ваш ребенок мог бы быть счастливым, выполняя свою миссию.
Ваш ребенок ленится? Найдите причину этой лени.
Может, он не видит смысла в тех или иных действиях? Не ломайте его, не заставляйте. Узнайте, что он хочет.
Может, он просто устал или разочарован в чем-то? Поддержите его, будьте рядом и выслушайте.
А, может, ему просто не хватает организованности и дисциплины, и нужно помочь ребенку в этом? Потому что жизнь в социуме все же подразумевает соблюдение некоторых правил и обязательств Но их, к счастью, не так уж и много.